Главная » 2012 » Январь » 25 » Мукаддас-хазрат Бибарсов: "Если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет".
02:14
Мукаддас-хазрат Бибарсов: "Если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет".

«Партии, общественно-политические структуры, отстаивающие религиозные принципы, имеют право на существование. Это соответствует мировой демократической практике – вспомним европейских христианских демократов, исламские, индуистские и иудейские партии». Об этом в интервью порталу Ансар.ру заявил сопредседатель Совета муфтиев России, руководитель Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддас-хазрат Бибарсов.

Напомним, что Глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин предложил подумать о том, возможна ли в России «православная» или «христианская» партия. В коллективном блоге «Православная политика» он заявил, что Церковь позитивно воспринимает перспективу создания таких партий либо внутрипартийных групп, «но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения», поскольку Церковь – «для всех, а не для сторонников одной политической силы».

По его мнению «если будет широкий запрос на христианскую или исламскую партию, то она так или иначе возникнет. Все формальные ограничения легко будут обойдены. В той же Турции, которую в пример ставит Чаплин, например, тоже есть запрет на создание религиозных партий, который не мешает т.н. умеренным фундаменталистам быть у власти в течение 10 лет».

Кроме этого Бибарсов рассказал об опыте работы исламских общественно-политических организаций в 1990-е годы: «В России в 90-е годы было аж несколько мусульманских общественно-политических движений и партий. Одна из них оказалась в числе системообразующих организаций блока «Единства», из которого впоследствии вышла «Единая Россия».

Этот опыт, продолжил Бибарсов, не всегда был удачным, но, «в то сложное время они помогли дать ответ на крайне серьезный тогда вызов сепаратизма. Все эти организации принципиально отстаивали единство России и федерализм».

«По своей сути партия, выступающая с исламских позиций, является противоядием против сепаратизма. Ведь, выражая потребности мусульман на высшем уровне, она консолидирует их и интегрирует в единое политико-правовое пространство РФ; собирает и отражает их согласованный запрос в едином общероссийском пространстве, а не содействует реализации целей и задач отдельных региональных групп. Наоборот, отсутствие такой партии способствует сепаратизму»,– отметил Бибарсов.

По его мнению, расширение политической системы за счет допуска коллективных представителей региональных и этно-конфессиональных групп – «вопрос национальной безопасности и развития России как современного, единого, социального, демократического, федеративного государства».

Муфтий считает, что «мусульмане в основной своей массе заинтересованы в сохранении единой России, как по патриотическим, так и по чисто прагматическим соображениям». «В условиях дезинтеграции северо-евразийского пространства они, очевидно, окажутся еще более задвинутыми на задворки истории, а некоторые регионы может охватить хаос и «война всех со всеми» даже не по югославскому, а сомалийскому сценарию. Чисто интуитивно люди это понимают. В то же время они совершенно оправдано, ищут каналы для расширения своего участия и влияния на общегосударственном уровне»,– считает он.

Рассуждая о соперничестве системных и несистемных партий, Бибарсов отметил, что это говорит «о более важных вещах, как им кажется». Между тем, по «исламскому вопросу», существующие партии «особенно не высказываются». Это, по мнению муфтия «происходит как раз по вине самих мусульман»: «У нас нет влиятельных структур и возможностей для донесения наших проблем до власти, элиты, общества. Поэтому-то нужно какое-то движение, которое бы взяло на себя данную задачу».

Говоря о проблемах российских мусульман, Бибарсов отметил целый ряд моментов. Это запрет исламской литературы, в том числе канонической и классической; преследование активистов и даже официальных лидеров мусульман в отдельных регионах; вмешательство некоторых чиновников в деятельность религиозных организаций; противодействие строительству мечетей. «Есть также вопросы, связанные с внедрением исламской экономики, религиозным образованием, общественной работой. И многое другое»,– добавил Бибарсов. По его мнению, Совет муфтиев России много об этом говорит, «но его голос в силу статуса религиозной организации ограничен».

Что касается формы исламской организации, то, по мнению Мукаддаса Бибарсова, это может быть как и партией, так и общественным движением.

«Более того, если даже мы говорим об исламской партии или движении, то имеем в виду, скорее, не узко ориентированную структуру, которая политическим языком выражает корпоративные конфессиональные интересы. Речь идет о силе, ориентированной и отстаивающей интересы всего общества и государства с позиций общечеловеческих мусульманских ценностей. Если уж когда-то зайдет разговор об исламской партии, то это должна быть исламская партия современного типа»,– подчеркнул муфтий.

По его мнению, «помимо решения трудностей мусульман и вообще верующих, такое движение должно будет отстаивать интересы семьи, защищать здоровье всей нации, высокие стандарты и бесплатность образования, поддерживать моральный климат в обществе, содействовать развитию реальной демократии, самоуправления, федерализма, регионов, всех народов России и их культур».

«Российская политическая элита пока не знает, как ей вести себя с общественно-политическими запросами верующих людей. Пришло время найти механизмы включения этого ресурса, этого потенциала в процессы развития страны»,– заявил Бибарсов в завершении интервью.

Категория: Религия | Просмотров: 241 | Добавил: triadsky | Теги: Бибарсов, чаплин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]