16:20 В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны". | |
В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны" - самого большого в истории российской живописи полотна, посвященного знаменательному историческому событию. Мартин-Фердинанд Квадаль выбрал "царский" размер, соответствующий дворцовой живописи: 336 на 310 сантиметров. За 210 лет авторский холст истончился и стал похож на паутинку. Полотно то провисало, то сжималось, на оборотной стороне было 32 пластыря, с помощью которых холст укрепляли в местах прорывов. Десять лет назад были проведены специальные работы, предотвратившие процессы разрушения. К сожалению, предыдущие реставрации носили косметический характер: с картины пришлось удалить три слоя темного лака, которые перекрывали все цвета. Художники-реставратормы Русского музея работали два месяца по 12 часов в день, чтобы вернуть картине первоначальный вид. Полотно было сначала наклеено на толстый дублировочный холст и только потом реставраторы стали дописывать утраченные элементы. Красочный слой и сегодня укрепляют старым способом: осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному, наносят на холст, сверху приклеивают папиросную бумагу и... гладят теплым утюгом! После реставрации портреты исторических личностей стали более узнаваемы - сейчас опознано двадцать человек из ста. Достоверно не установлено, присутствовал ли Квадаль на коронации, но он изобразил себя с рейсфедером и планшетом среди ее участников и гостей. Мистикой кажется то, как художник предугадал будущих цареубийц - на переднем плане братья Платон и Валериан Зубовы. Валериан, задушивший царя подушкой, единственный их всех, кто смотрит прямо в глаза зрителю. После реставрационной работы картина Квадаля как минимум два года должна находиться в стенах родного музея, так как необходимо время, чтобы дублировочный холст, подложенный под изношенное от времени и неккорректного хранения, грунтовка, краска и лак основательно просохли. СПРАВКА. Полотно написано в 1799 году и является одной из самых масштабных картин Радищевского музея, приблизительно 3 на 3 метра. Работа Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» поступила в собрание Радищевского музея из усадьбы Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии от князя Фёдора Алексеевича Куракина. «Коронация Павла I» появилась в огромном собрании живописных портретов исторических лиц Надеждинского дворца после 1809 года. Вот что сообщал об этом в журнале «Старые годы» Сергей Эрнст: «В конце 1809 года кн. Александр Борисович Куракин купил у куратора по имению покойного мастера купца Ивана Граби «Коронование Императора Павла» за 6000 рублей, назначенных за него Академией, Картина была увезена в Саратовское «Надеждино», а затем, много лет спустя, пожертвована в Саратовский Радищевский Музей, где находится и поныне». Академик живописи и гравер Мартин Квадаль приехал в Россию стал автором многих портретов членов царской фамилии и представителей знаменитых дворянских родов, а также больших исторических полотен, в том числе "Коронация Павла I и Марии Федоровны". Тщательно воспроизведенные на принадлежащем радищевскому музею полотне атрибуты коронационного убранства Успенского собора Московского Кремля, покрытые росписью колонны храма составляют торжественный фон работы, придают ей монументальный и несколько помпезный вид. | |
|
Всего комментариев: 0 | |