Главная » 2009 » Декабрь » 22 » В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны".
16:20
В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны".
В музее Радищева вновь открыта для экспозиции картина Квадаля "Коронация Павла Первого и Марии Фёдоровны" - самого большого в истории российской живописи полотна, посвященного знаменательному историческому событию.
Мартин-Фердинанд Квадаль выбрал "царский" размер, соответствующий дворцовой живописи: 336 на 310 сантиметров. За 210 лет авторский холст истончился и стал похож на паутинку. Полотно то провисало, то сжималось, на оборотной стороне было 32 пластыря, с помощью которых холст укрепляли в местах прорывов.
Десять лет назад были проведены специальные работы, предотвратившие процессы разрушения. К сожалению, предыдущие реставрации носили косметический характер: с картины пришлось удалить три слоя темного лака, которые перекрывали все цвета. Художники-реставратормы Русского музея работали два месяца по 12 часов в день, чтобы вернуть картине первоначальный вид.
Полотно было сначала наклеено на толстый дублировочный холст и только потом реставраторы стали дописывать утраченные элементы. Красочный слой и сегодня укрепляют старым способом: осетровый клей смешивают с медом в пропорции один к одному, наносят на холст, сверху приклеивают папиросную бумагу и... гладят теплым утюгом!
После реставрации портреты исторических личностей стали более узнаваемы - сейчас опознано двадцать человек из ста. Достоверно не установлено, присутствовал ли Квадаль на коронации, но он изобразил себя с рейсфедером и планшетом среди ее участников и гостей.

Мистикой кажется то, как художник предугадал будущих цареубийц - на переднем плане братья Платон и Валериан Зубовы. Валериан, задушивший царя подушкой, единственный их всех, кто смотрит прямо в глаза зрителю. 

После реставрационной работы картина Квадаля как минимум два года должна находиться в стенах родного музея, так как необходимо время, чтобы дублировочный холст, подложенный под изношенное от времени и неккорректного хранения, грунтовка, краска и лак основательно просохли.

СПРАВКА.

Полотно написано в 1799 году и является одной из самых масштабных картин Радищевского музея, приблизительно 3 на 3 метра. Работа Мартина Фердинанда Квадаля «Коронация Павла I и Марии Федоровны» поступила в собрание Радищевского музея из усадьбы Надеждино Сердобского уезда Саратовской губернии от князя Фёдора Алексеевича Куракина. «Коронация Павла I» появилась в огромном собрании живописных портретов исторических лиц Надеждинского дворца после 1809 года. Вот что сообщал об этом в журнале «Старые годы» Сергей Эрнст: «В конце 1809 года кн. Александр Борисович Куракин купил у куратора по имению покойного мастера купца Ивана Граби «Коронование Императора Павла» за 6000 рублей, назначенных за него Академией, Картина была увезена в Саратовское «Надеждино», а затем, много лет спустя, пожертвована в Саратовский Радищевский Музей, где находится и поныне». 
«Весьма ценным приношением» назвал этот дар, пополнивший коллекцию Радищевского музея на следующий год после его открытия, его первый хранитель А.Л. Кущ. В первую инвентарную книгу музея в 1886 году картина была записана под названием «Коронование императрицы Марии Федоровны», М.-Ф. Квадаль назван художником немецкой школы, оценена она была в 15 тысяч рублей, сумму немалую по тому времени. Даритель, сопроводивший свое приношение 100 рублями для реставрации полотна, князь Федор Алексеевич Куракин, правнучатый племянник устроителя Надеждина и его последний владелец, был деятельным членом Саратовской Ученой Архивной комиссии, оказывал ей материальную поддержку.
В экспозиции Радищевского музея эта картина была выставлена в 20-е годы, затем она ушла в хранение и только в 1995 году приняла участие в выставке, посвящённой усадьбам Саратовской губернии «Отблеск славного былого…».

Академик живописи и гравер Мартин Квадаль приехал в Россию стал автором многих портретов членов царской фамилии и представителей знаменитых дворянских родов, а также больших исторических полотен, в том числе "Коронация Павла I и Марии Федоровны". Тщательно воспроизведенные на принадлежащем радищевскому музею полотне атрибуты коронационного убранства Успенского собора Московского Кремля, покрытые росписью колонны храма составляют торжественный фон работы, придают ей монументальный и несколько помпезный вид.

Категория: Культура | Просмотров: 271 | Добавил: triadsky | Теги: Радищевский музей | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]