Главная » Статьи » Публикации

Кто заплатит за капитальный ремонт?
Новый Жилищный кодекс обязывает нас как собственников взять на себя ответственность за техническое состояние и ремонт своих домов. Более того, в ЖК содержится норма, которая предусматривает, что в случае признания дома аварийным, «собственники» т.е. мы с вами, должны будем «за свой счет» снести его. А если не сделаем, то по решению суда выселят без всякой компенсации, да еще и оштрафуют.
Однако, понаписавшая всю эту галиматью власть «забывает» об огромных долгах перед населением за несделанный ремонт. Многие десятилетия жители платили т.н. «амортизационные отчисления», после канувшие в пропасть гайдаровской либерализации (у ЖСК они так и сгорели на счетах). После платили по статье "текущее содержание и капитальный ремонт". Никто за эти деньги не отчитался. И вот государство, на голубом глазу предлагает (в очередной раз) «простить» ему все долги и начать с нуля. Давайте, собственники, раскошеливайтесь. Ведь собственность – это Бо-о-ольшая ответственность. 
 
Вот она, цена, которую надо заплатить за «подаренные» (а на самом деле, заработанные многими годами труда на то же государство) в начале 90-х квартиры. Уже начинаются разговоры о том, что «не все могут быть собственниками» и те, кто не сможет выплачивать выставленные счета, вполне может отдать свою квартиру государству. А если отказывается, будет выселен по суду либо в общежитие, либо вовсе на улицу. Рынок, понимаете ли. 
 
Впрочем, размах акций протеста против такой «жилищной реформы», которые грозили скоро превзойти знаменитые «монетизационные» бунты, заставили власти кроме кнута (выселение) предложить населению и какой-нибудь «пряник».
 
Закон о капремонте - очередной обман властью своих граждан
 
В июле этого года Госдума приняла закон «О фонде содействия реформе ЖКХ», который предусматривает выделение 240 млрд. рублей на капитальный ремонт и переселение из ветхого жилья.
 
При этом, однако, умалчивается о том, что это в десять раз меньше потребности (2 трлн. руб. по данным Минрегиона). Кроме того, получение этих денег обставлено большим количеством условий. Перечислим лишь основные:
 
1 условие - деньги смогут получить только те регионы и муниципалитеты, которые ударными темпами приватизируют коммунальную сферу. Требования жесткие – к 2009 году таких организаций должно быть не меньше 25% от общего количества коммунальных служб в регионе, к 2010 г. – 50%, к 2011 г. -80%. Господство частного капитала в сфере ЖКХ, вместе с планируемой отменой с 2009 года государственного регулирования тарифов, неизбежно приведет к взлету тарифов. Конечно, частные фирмы потребуют новых офисов и «рыночных» зарплат руководству.
 
К тому же, закон требует отменить «перекрестное субсидирование» при формировании тарифов (т.е. ситуацию, когда для граждан тарифы ниже, чем для юридических лиц) и субсидии коммунальным предприятиям из бюджета. Все убытки и прибыль (а как же без нее?) коммунальщики отныне должны покрывать из нашего с вами кармана.
 
2 условие - форсирование выбора жителями «формы управления». Деньги будут в первую очередь выделяться тем домам, которые выбрали управляющую компанию или создали ТСЖ. При этом, дома, не выбравшие форму управления (т.е. дома, которые пойдут в УК по конкурсу) или выбравшие «непосредственное управление» такого права не получают, что является явной дискриминацией и входит в противоречие с здравым смыслом, согласно которому помощь должна предоставляться прежде всего тем домам, которые по технических характеристикам более всего нуждаются в ремонте.
 
3 условие - полная монетизация льгот в жилищной сфере. Т.е. если раньше человек, имеющий право на 50%-ю скидку по квартплате, платил лишь половину стоимости услуги, то теперь должен заплатить все, а стоимость льготы ему перечислят на «персональный счет». Скажете, зачем менять шило на мыло? А потому, что в отличие от муниципального ЖЭКа, частная фирма не захочет выбивать из бюджета компенсацию за льготы. Теперь разбираться с невыплаченными вовремя компенсациями предоставят самим льготникам.
 
4 условие - софинансирование. Что это значит? Чтобы получить федеральные деньги, регионы должны часть вложить из своих бюджетов. Сколько, не уточняется, но надо полагать, не менее 25%. Для дотационных регионов, это означает одно – меньше денег будет потрачено на социальные выплаты, надбавки к зарплате бюджетникам. Т.е. щедрый федеральной «подарок» оказался с неприятным «сюрпризом». Впрочем, «софинансировать» заставят не только муниципалитеты, но и жителей, которых обяжут оплатить «не менее» 5% от необходимой на ремонт суммы. «Не менее», значит «можно и больше», если выделенных средств не хватит, вполне вероятно, что жителей попросят дополнительно раскошелиться на крупную сумму, а не то, ремонт может остановиться в самый неподходящий момент.
 
Недавно в журнале «Председатель ТСЖ» была опубликована статья, где специалисты в сфере ЖКХ пытаются предположить, откуда возьмутся средства на капитальный ремонт. Так вот, по их мнению, структура финансирования капитального ремонта будет выглядеть следующим образом:
Средства федерального бюджета составят лишь 10%, жители должны будут заплатить 15%, половину (50%) составят средства региональных и местных бюджетов (большой вопрос – потянут ли регионы и муниципалитеты эту ношу) и, наконец, еще 25 % займы, которые возьмут  под будущий ремонт  управляющие компании или муниципалитеты,  но отдавать  в любом случае будут жители.
 
Это конечно еще не факт, но вряд ли случайно, что, например, в Благовещенске местные власти, раструбив в газетах о городской программе капитального ремонта, так хорошо ее засекретили, что не смогли найти даже депутаты городской Думы. Ведь в таких документах обязательно прописывается механизм финансирования. Задумаемся, товарищи!

Кому пойдут деньги
 
По закону жители никак не могут повлиять на решение о том, какие дома попадут в программу. Закон отдает весь процесс распределения средств в руки чиновников. По этому же закону в первую очередь деньги будут выделяться тем домам, которые выбрали управляющую компанию или создали ТСЖ. Если вы не попали в число этих «передовиков», есть реальная опасность, что ваш дом не будут ремонтировать, даже если он готов рухнуть от старости.
 
Проблема в том, что смету ремонта будет составлять управляющая компания и ей же на счет будут перечисляться финансовые средства. Никакого отчета перед жителями не предполагается (если это не будет специально оговорено в договоре) и отказаться от оплаты некачественно выполненных работ тоже будет невозможно.

А как в регионах?
 
К сожалению, наши чиновники так устроены, что любую дополнительную работу воспринимают как обузу и живут по принципу – где бы ни работать лишь бы не работать. Ведь капитальный ремонт домов, по их мнению – это проблема жителей, а не их проблема. К тому же, как уже говорилось, участие в программе обставлено большим количеством условий и требует оформления многочисленных бумаг. 
 
Несмотря на то, что общая сумма, предназначенная на три года в целом по России известна – 140 млрд., сколько получит регион - непонятно.  Пока совсем непонятно, почему, чтобы в том же Благовещенске попасть в городскую программу капитального ремонта на 2008 год, жителям в течении трех недель октября надо было провести собрание в доме, принять решение о согласии включиться в программу и финансировать «не менее 5% от суммы будущего ремонта». Затем,  до 1 ноября 2007 года сдать протокол собрания с подписями всех собственников помещений в городскую администрацию. А дальше? Ждать, когда администрацией будет принято решение о том, какие дома попадут в программу ремонта на 2008 год. Те, кому не повезло, придется ждать дольше.
 
Причем, если по версии федерального закона капитальный ремонт предполагает выполнение следующих видов работ:
1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа);
2) ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт;
3) ремонт крыш;
4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах;
5) утепление и ремонт фасадов.
 
то местные власти уже объявили, что из денег программы будут финансироваться только п. 1,3. Остальное  - за собственный счет.
 
Если дом в программу включат, Управляющая компания или правление ТСЖ должны будут  составить смету. Опасность приписок велика (особенно, в ситуации, когда распределяет деньги городская администрация, а осваивать будет все тот же «старый добрый» ЖЭК, пусть и преобразовавшийся в акционерное общество). Точно также, проконтролировать качество и объем выполненных работ не дадут. Критерии включения пока не определены.
 
Если вы хотите знать, предусматривается ли выделение средств по программе для вашего населенного пункта, обратитесь в администрацию (отдел по жилищной политике). Если «нет», уточните почему, если «да», смотрите наши рекомендации в следующем разделе.
 
Что делать или Как попасть в программу капремонта и не пожалеть об этом (Пять советов жителям)
 
1. Не забыть подать заявку. При этом указать твердый процент, на который жители готовы профинансировать ремонт, а не непонятное «не менее 5%». Не менее – это и 5 и 25. Зачем заранее брать на себя непонятные обязательства? Если после составления сметы выясниться, что 5 % мало, то и решать заново.
2. Получить акт технического состояния дома. Составить такой акт могут Государственная жилищная инспекция или Роспотребнадзор. Службы государственные и обследование обязаны провести бесплатно. Обе службы призваны следить за тем, чтобы жилище было безопасно для жизни, поэтому при составлении заявки на проведение экспертизы (проверки) состояния дома указывайте, что несделанный ремонт, пропущенные нормативные сроки ремонта (согласно Ведомственным строительным нормам – 15-20 лет) делают жилье опасным для жизни. Если у вас были случаи падения кусков штукатурки, кого-то зажал неисправный лифт (особенно, если пенсионера или инвалида) или какие-то иные инциденты, обязательно упомяните о них. Залитый водой подвал или текущая крыша –  тоже угроза здоровью жителей. Почему такой документ очень важно получить, говорится выше.
 
3. Обязательно пытаться осуществлять общественный контроль за судьбой вашей заявки. Лучше всего это делать в союзе с другими домами и с участием депутатов, которым чиновники вряд ли рискнуть не дать ответ или не согласиться на встречу. Совместно выработать критерии, согласно которым требуется сформировать очередность выделения средств. Наиболее очевидный и простой – фактическая потребность в ремонте, зафиксированная тем самым актом (см. п.2). В случае сомнений, делегатам от координационного совета можно и съездить посмотреть. Можно, конечно, ни с кем не объединяться, а действовать в одиночку. Этого варианта очень хочет власть, так как  очевидно, что в таком случае условия будут диктовать уже не жители.
 
4.Если решение о выделении средств принято и стоит вопрос о смете, нужно требовать заключения по этому поводу специального дополнительного соглашения к договору с управляющей компанией, где были бы четко прописаны обязательства компании по отчету за потраченные деньги и право жителей участвовать в проверке обоснованности сметы, приемке работ. Без подписи избранного жителями представителя такой акт не должен иметь силу. В конце концов, вам потом с этим ремонтом жить и (не забывайте) его частично оплачивать.
 
5.Смета УК сверстана, но вам интересно, кто будет выполнять работы. Вам бы хотелось чтобы все было сделано качественно в срок и без воровства. Ведь второго шанса наверняка не будет. Так не отдавайте этот шанс на откуп в чужие, не всегда чистые руки. В конкурсной комиссии по выбору строительной организации-подрядчика обязательно должен быть ваш представитель.
 
Учет, контроль и солидарные действия – вот путь к успеху!
 
Андрей Демидов, ИА ИКД
 
 


Источник: http://www.ikd.ru/node/4300
Категория: Публикации | Добавил: triadsky (29.05.2008) | Автор: Андрей Демидов, ИА ИКД
Просмотров: 418 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]