Главная » Статьи » Публикации

Памятник Сомову - каким он должен быть?
Майские праздники в памяти большинства населения традиционно связаны с демонстрациями во славу мира и труда. И как-то так неизбежно начинаешь вспоминать о тех людях, кто своим трудом и заботой пытается сделать что-то на благо всей нашей страны, нашей области, нашего города. И почему-то, глядя на сегодняшний Саратов, то и дело возвращаешься к мысли об экс-главе городской администрации, «партийном проекте» Вячеславе Сомове...

Незадолго до того, как сити-менеджера Сомова «ушли» в отставку, газета видного единоросса Романа Чуйченко «Наша версия в Саратове» в одной из статей в подзаголовке утверждала, что «благодарные саратовцы воздвигнут ему в будущем памятник как мэру-собирателю земель» («НВС», № 9,08-14.03.2010). Но вот уже и Сомова нет в администрации, и про памятник как-то подзабыли...

Газете «Репортер» показалось несправедливым, что славные дела гражданина Сомова так и не будут увековечены в монументе, а потому мы попросили наших экспертов представить себе, как мог бы выглядеть памятник Вячеславу Леонидовичу. И разве помимо этого, подумали мы, на саратовской земле не существует политиков или чиновников, достойных быть увековеченными в памяти потомков? А возможно, нам стоит запечатлеть каким-либо образом не только людей, но и события, кои сегодня происходят в нашей губернии?

Итак, наши эксперты дали ответы на следующие вопросы:

1. Если представить, что в Саратове действительно установят памятник экс-мэру Вячеславу Сомову, то как, по вашему мнению, этот памятник должен выглядеть, из какого материала изготовлен и где находиться?

2. Кому еще из известных и ныне здравствующих саратовских политиков/чиновников вы бы предложили установить памятник и за какие заслуги? Как он должен выглядеть, из какого материала изготовлен, где установлен?

3. Какие события из современной истории Саратова вы бы предложили увековечить (и каким образом)?

Татьяна Никитина, собственный корреспондент ИД «Коммерсантъ» по Саратовской области

1. Это должен быть ледяной куб и подпись: «Белое безмолвие», как у Джека Лондона. Такой памятник, конечно, придется периодически замораживать, чтобы он не растекся и мог «радовать» саратовцев зимой и летом. Находиться он должен возле памятника Столыпину, точнее - напротив него, чтобы Петр Аркадьевич мог полюбоваться плодами своих трудов.

2. Идея такая: финал гоголевского «Ревизора», немая сцена. В мраморе или граните. Установить на Московской, 72, напротив входа в правительство. Каждому из чиновников, в разные годы руководивших Саратовом и областью и, полагаю, часто бывающих в этом здании, я думаю, хватит фантазии, чтобы разглядеть в одном из персонажей данной скульптурной композиции себя любимого.

3. Взлетающий самолет с надписью «Санавиация» или надписью «Чума». Подпись на постаменте: «В память о событиях 2 декабря 2009 года». Я думаю, это стало бы достойной памятью (в прямом и переносном смысле) о тех, кто инициировал (или спровоцировал) панику по якобы возникшей в Саратове эпидемии легочной чумы. Тогда едва ли не половина города сидела вечером возле своих окон и напряженно ждала самолеты, которые якобы должны были опрыскивать город от этого «безобразия». Плюс - данный памятник стал бы хорошим напоминанием для власти. Знаете, часто говорят: лучше молчать, чем говорить. Так вот, я как журналист в данной ситуации придерживаюсь противоположного мнения: лучше говорить, чем молчать.

Денис Лебедь, заместитель главного редактора еженедельника «Газета Наша Версия»

1. У мэра-собирателя земель, каким Сомова видит Роман Юрьевич Чуйченко, и образ должен быть собирательным. Простым бюстом и даже скульптурной композицией в духе памятника Столыпину здесь не обойтись - требуется что-то более масштабное, способное отобразить всю многогранность натуры бывшего сити-менеждера. Полагаю, можно было бы создать аллею Сомова - по аналогии с аллеей писателей, которая когда-то располагалась в Липках и была благополучно растащена во времена одного из его предшественников. Сюжеты должны быть простыми и понятными, но максимально правдивыми: бояре бьют Сомову челом, боярин бьет Сомова в чело, Сомов за коротким столом, Сомов с длинной лопатой, Сомов и девушка с пиаром, Сомов на «Водоканале», Сомов без Audi Q8. Список можно расширить и дополнить.

Материал для этого ансамбля подойдет только один - человеческий, а скульптурные изображения Сомова должны быть равномерно распределены по всему Саратову.

2. Ни один из саратовских чиновников, а уж тем более политиков, не достоин увековечивания в такой степени, как Сомов. Максимум, на что они могут претендовать - это роли второстепенных фигур в архитектурном ансамбле, посвященном ему.

3. Это уже сделано до нас. Правление Дмитрия Аяцкова было увековечено на храмовой фреске, а его вензель - на въездах в область, эпоха Юрия Аксененко запомнилась масштабным переводом улиц в рынки и автостоянки. Следы борьбы с тем же Аяцковым до сих пор легко читаются на саратовских стенках, включая причальную. Протекторат Володина описан в инфантильной поэзии, чумная паника прошлого года изображена на футболках. Исследователям известны авторские оды и образчики городского фольклора, посвященные Радаеву, Глыбочко и другим видным политикам, а также (по моему мнению) человеку-событию Ландо.

Дмитрий Козенко, главный редактор газеты «Газета недели в Саратове»

1. Уверен, что не буду оригинален: Сомова надо увековечить, прежде всего, как борца со снежными заносами. Потому вариантов два: или фигура в полный рост на конусе из серого мрамора, или поясной бюст, как бы высовывающийся из снега, то есть глыбы белого мрамора. Первый вариант представляется симпатичнее. Тем более там можно расположить подобающие цитаты: «Снег - это природное явление», «Я не отвечаю за небесную канцелярию», «Мусор - это не одноразовое явление». И, конечно же, слова гордепа Ванцова: «Сомов - наш лучший мэр со времен Аксененко».

Вариант Сомов в полный рост дает свободу фантазии скульптору, можно мэр с лопатой, мэр со снегоуборочным комбайном и так далее.

Памятник должен быть расположен в людном освещенном месте, чтобы там постоянно патрулировала милиция. Где это - я не знаю. Может, двор правительства? Иначе не избежать случаев вандализма. Впрочем, и во дворе правительства всякое может случиться.

2-3. На самом деле вариантов множество. Но, боюсь, не хватит ни мрамора, ни бронзы, да и скульпторов столько не найти. Единственный вариант - привлечение Зураба Церетели. А вариантов множество. Но все дорогостоящие. Например, Жандаров рассказывает о плане инвестиций. Вокруг бронзовой фигуры - макеты сотен заводов в масштабе 1:1000. Что-то типа Гулливер у лилипутов. Еще вариант - Шинчук примиряет народы Саратовской области. Шинчук с пальмовой ветвью и рулоном обоев, вокруг - представители 199 (?) национальностей (уменьшенные фигуры, масштаб тот же 1:1000). Еще набросок - областные депутаты критикуют министров социального блока. За основу берется статуя Лаокоона (картинка есть в школьном учебнике истории). Вопрос: не обидятся ли облдепы за аллегорию, где они типа змея?

В общем, коллеги, как только производство памятников будет поставлено на поток, обращайтесь. Сюжеты еще есть.

Владимир Спирягин, главный редактор газеты «Саратовский Расклад»

1. В композиции памятника Сомову обязательно должен быть фитиль, поскольку, насколько известно, Сомов в прошлом - работник «Газпрома», что сыграло немалую роль при рекомендации его на должность сити-менеджера Саратова. Этот же фитиль поможет ему занимать высокопоставленные чиновничьи должности и дальше. А может быть, господину Сомову и памятник-то не нужен - он и сам как памятник! Будет передвигаться с места на место либо по партийной линии, либо по административной вертикали и т.д. И совсем необязательно в Саратовской области - мало ли у нас в России регионов, где еще не ступала нога Сомова?!

Ну а если все-таки представить композицию памятника экс-сити-менеджеру полностью, то я бы сделал глыбу из того льда и снега, который хорошо запомнили саратовцы в последнюю зиму, а под ними - фитиль. Всё это - как символ тех методов, которыми этот человек пытался бороться со снегом и льдом. Но такой «постамент», само собой, не вечен, в результате - фитиль заливает растаявшим снегом, и он гаснет...

2. Я бы обязательно поставил памятник бывшему губернатору Дмитрию Аяцкову из бронзы, как памятник любимому им Столыпину, которого Дмитрий Федорович всегда приводит всем в пример. Сюжет памятника - в стиле сказаний о бароне Мюнхгаузене, например, Аяцков сам себя выдергивает из болота за волосы. Почему? Во-первых, Дмитрий Федорович всегда любил, как Мюнхгаузен, рассказывать всякие сказки, байки, истории, которые часто сходили за правду (хотя кое-что из того, что про ДФ сегодня рассказывают в качестве байки, насколько мне известно, правда). Ну а во-вторых, Дмитрий Федорович при всей своей мужицкой сметливости умудрялся порой запрыгивать с головой в достаточно топкие «болота», а потому нас на глазах сам себя из них вытягивать! Такой монумент я бы предложил размножить и расставить по тем точкам, где он сам себя увековечил, а конкретнее - на выездах из Саратовской губернии, рядом с его личными «метками» «АДФ».

Помимо Аяцкова было бы неплохо установить во дворе храма правосудия памятник ушедшему в отставку главному областному служителю Фемиды Галкину. Этот памятник, на мой взгляд, должен быть сделан целиком и полностью из долларовых купюр.

3. Сегодняшняя эпоха, увы, не богата на события. Всё прагматично, всё движется по накатанным не нами, а нынешней властью рельсам. Ныне очень трудно обозначить такое событие, которое было бы знаковым для нашей губернии. При том же Дмитрии Федоровиче, допустим, царил некий романтизм, стремление что-то сделать, изменить ситуацию к лучшему. Мы осознавали себя какой-то частичкой истории и надеялись, что мы продолжаем ее делать. Сейчас этого нет, сегодня всё делают за нас, мы же, народ; - даже не винтик системы, просто обычные сторонние наблюдатели. Все стало серым, однообразным. Так что если можно как-то представить себе такое абстрактное понятие, как «памятник безвременью», то это именно то, что обозначает современную веху в истории Саратова.

Этот памятник должен быть даже более абстрактным, чем «Сердце губернии» во дворе облправительства, более известное в народе как чье-то «левое яйцо»...

Алексей Расходчиков, политолог

1. Памятник экс-мэру Саратова лучше всего установить на заднем дворе администрации города Композиция может быть простая: возмущенные граждане побивают камнями нерадивого чиновника. Памятники призваны напоминать нам о людях и событиях, не важно, положительных или, наоборот, позорных. Такой памятник должен напоминать всем настоящим и будущим чиновникам горадминистрации о том, что они слуги народа.

2-3. Последние 5-7 лет истории Саратовской области просто требуют установки коллективного памятника главным героям местной «Единой России». Что-то в стиле «медведи на привале» по мотивам известной картины. Думаю, что со временем этот монумент может занять достойное место среди памятников Саратова и даже стать популярным - аналогично московскому памятнику «Героям Плевны».

Вадим Рогожин, главный редактор интернет-газеты «Четвертая власть»

1. а) Пиджак на вешалке для костюмов на стойке, которые стоят в начальственных кабинетах. Памятник должен быть из затонированного стекла и символизировать закрытость, пафосность и хрупкость городской власти. Выставить рядом с городской доской почета; б) рыба со сгнившей головой, пытающаяся выпрыгнуть из сугроба (изо льда - как символ скованности). Выставлять его на Театральную площадь каждый раз под новогоднюю елку, чтоб люди помнили, какая власть их морозит.

2. Ландо. - памятник из циркового медведя-недоростка в пачке и шутовском колпаке с маской комедианта на морде. Так он будет символизировать лицо партии. Срубить из осины и поставить на месте срубленного дерева на Советской, 10.

Бабичеву и Старшовой - в обнимку с бутылкой водки как символ Русского похмелья. Жандарову - в образе О. Бендера. Стрелюхину - в образе Бэтмена.

Синюкову - в виде мужика в генеральском мундире с балалайкой на пуантах.

Щербакову - в образе бородатого Электроника.

Расставить всех этих чиновников хороводом вокруг «Сердца губернии».

Гришенко и Прокопенко - сделать двуглавым ожиревшим драконом, сидящим на канализационном люке. Вылить в бронзе и поставить вместо памятника Дзержинскому на вокзале, чтоб каждый приезжий знал, кого теперь нужно бояться и кто в городе хозяин.

П. Гришину - в образе Панды, выглядывающей из-за стебля бамбука, как символ безобидного и осторожного медведя. Из плюша. На пл. Серова возле ГТРК «Саратов».

Ипатову - в образе гордого самодовольного павлина с короной (из флага губернии) на голове, стоящего в болоте. Золото, инкрустированное бриллиантами и драгоценными каменьями. Памятник должен стоять в отдельно построенном хрустальном павильоне в куполе нового корпуса музея Радищева. Мемориал должен являться символом драгоценного достояния губернии.

Аяцков построил себе комплекс памятников сам, соорудив на всех въездах в Саратовскую область охранные знаки в виде вензеля ДФ (идея этой ассоциации принадлежит В. Мальцеву).

Единороссам и оппозиции. Скульптурная композиция «Схватка на саратовском мосту ратников Ночного и Дневного дозора». Кто из них Дневной и Ночной дозор - пусть решает сам зритель.

3. Поставить памятник танку «Тигр» с опущенным дулом, который с позором вывезли подмосковиты с Соколовой горы. Сзади у него распластаны ленты разорванных гусениц, из которых нарождаются маленькие танчики, плавно перетекающие вместо башен у одного - в голову белого медведя, у другого - в голову персидского кота. Далее тянется вдавленный на взъерошенной земле гусеничный след. Этот мемориал был бы символом крушения эпохи Тигра Аяцкова, на оттяпанных пятах которого вырастают на благодатной почве карликовые кланы Володина и Ипатова. А позади, под ними и впереди них, - «тигровый» след, оставленный ДФ в истории.

Михаил Деришев, автор и ведущий программы «Общественное мнение - Утро»

1. Вы решили посмеяться надо мной. Памятник Сомову! Надо же! Я знаю, что памятники ставят вождям и спасателям, поэтам и маршалам, химикам и литературным персонажам,

клоунам и киногероям, собакам и кошкам. Но каким образом можно поставить памятник - памятнику?! Где вы видели, что одно изваяние символизировало бы собой другое?

Ну а если серьезно, то памятник не памятник, а мемориальной доски Вячеслав Сомов удостоился. За страдания. Жил-был себе человек в Воронеже, гонял своих подчиненных в газовой компании и только. Тут пришли люди и сказали; «Иди. Партия велит». Провели, как несмышленыша. Пошел человек и пропал. Кто ж знал, что так будет?

Благоустройство, приборы учета, бюджетники какие-то... Снег всю зиму, журналисты-соглядатаи, депутаты-критиканы, старухи на митингах... Парки и скверы, муниципальные больнички, детско-юношеский спорт... Пробки на дорогах, «Водоканал» с этой Ларисой, энергетики роют, помощники врут... МСУ, ПДС, ОФМС, ФЗ-185, АПС, КПМО, ТБО, Луконкина... - носорог сляжет. А он всего лишь человек среднего роста и комплекции.

Так что мемориальную доску Вячеслав Сомов все же заслужил. Она должна представлять собой штык совковой лопаты, на которой мастер-чеканщик выбил бы: «Здесь почти два года работал и тем самым загубил свою репутацию Вячеслав Сомов. Он не хотел этого. Так пожелали товарищи по партии. Пусть его пример будет другим наука».

2. Я бы поставил памятник Саратовскому Единороссу. Этакий собирательный образ. За что? А за все.

За конформизм, за демагогию, за лицемерие, за идолопоклонничество, за цинизм, за холуйство, за пресмыкание, за изворотливость, за «не надо раскачивать лодку», за «план Путина», за «одобрим любое решение президента»...

Поставил бы в краеведческом музее, в отделе «Ископаемые» (там вроде есть такой, где скелет мамонта и позвонки какого-то доисторического крокодила. В общем, где останки тех животных, у которых было большое тело и крохотный мозг).

А когда в стране появятся настоящие выборы, независимые общенациональные СМИ, самостоятельные парламенты, туда бы ходили дети и узнавали историю родного края.

Из чего бы сделал памятник? Не знаю. Может, из Николая Панкова. Или из Марины Алешиной. Не знаю. Они сами решат. Выберут самого достойного. Может, «молодогвардейцев» на переплавку пустят. А скорей всего, Володину позвонят.

3. Да не было в Саратове событий такой значимости. Ну, разве только что разгром (но не окончательный) игорных заведений. Но ведь и это согласно федеральному закону. Все чисто саратовские события достойны воплощения только в песочных фигурах.

Николай Лыков, главный редактор ИА «Взгляд Инфо»

1. Лопата - первое, что приходит в голову при упоминании фамилии бывшего градоначальника в контексте увековечивания его персоны в скульптуре. Но, думается, сей инструмент, пусть даже выполненный в бронзе руками самого искусного зодчего, не может отражать всего величия личности и деятельности Вячеслава Леонидовича. Да и обидится бывший глава администрации на такое к себе отношение спонсоров этого культурного проекта. Уверен, если Сомов хочет быть засвидетельствован историей в камне, то он выберет в техническом плане нечто более сложное и интеллектуальное, нежели примитивная и бездушная лопата. К примеру, газовую трубу или автомобиль S-класса (желательно немецкого производства).

Памятник обязательно должен быть отлит из золота. Выбор такого металла обусловлен стилем правления мэра. В нем не было ни йоты средневекового аскетизма, напротив, все пестрило буржуазным блеском - шикарные машины, перевозившие тела градоначальника и его свиты, дорогие костюмы, рестораны и прочие излишества. Монумент необходимо установить в центре Саратова, в непосредственной близости к зданию реготделения «ЕР» на Степана Разина. Причина проста: это хоть как-то обезопасит скульптурную композицию от посягательств вандалов или охотников за драгметаллами, а также подчеркнет утробное родство Сомова с партией-матерью. Вторым условием благостного спокойствия изваяния станет круглосуточная вахта «молодогвардейцев», несение которой будет святой обязанностью каждого активиста.

Каким должен быть памятник? Это проблема особого свойства. Поскольку саратовцев лишили избирательных прав даже в вопросе выбора мэра, в качестве компенсации предлагаю организовать референдум. Народу можно предложить два варианта: флюгер или ком ваты в человеческий рост. Золотой флюгер будет напоминать о ветреном и изменчивом характере бывшего градоначальника, отлитый из золота ком ваты - об искусстве Сомова давать обещания. А вот определение содержания подписи к монументу не требует прямого волеизъявления. Народная смекалка вряд ли ограничится литературными формами выражения. Наверняка граждане что-нибудь допишут крамольное в бюллетенях на референдуме. Словом, при всем богатстве выбора иной альтернативы нет: «Слава партии, Слава!».

2. Николай Кузнецов. Скульптурная композиция: «Барин с нагайкой и крепостные» (бронза; география: тротуар рядом со зданием регионального СУ СКП РФ).

Валерий Рашкин. Скульптурная композиция: «Ребенок Геннадия Зюганова на трибуне» (сталь; география: Театральная площадь).

Олег Грищенко. Скульптурная композиция: «Плачущий ларечник и бодибилдер» (мрамор; география: пересечение улиц Радищева и Кутякова).

3. Отъезд Петра Глыбочко в Москву в мультфильме «Слон в посудной лавке».

Покупка областным судом квартиры за 9 миллионов рублей в ток-шоу «Порочные связи: измена или свободная любовь?».

Кадровые перестановки в правительстве области в инсталляции «Унитаз обыкновенный».

Иски политиков к журналистам в пьесе «Зуд».

Активизация протестных действий в Саратове на картине «Мюнхгаузен вытаскивает себя за волосы из болота».

Скандал в Общественной палате в повести «Вавилонская башня». Избиение инкассаторов милиционерами в песне «Евсюков Forever!».

Петр Красильников, главный редактор газеты «Время»

1. Вячеслава Сомова надо изваять в паре со снежным человеком - Йети. Йети должен держать Сомова за руку. На постаменте скульптурной композиции должна быть высечена надпись: «Ты в ответе за всех, кого приручил». Памятник можно изготовить из гипса, а установить напротив здания «Саратовгаз».

2. Николаю Степановичу Романову под названием «Бегущий человек». Из бронзы. У моста в сторону Энгельса. Алимовой и Рашкину в стиле Мухиной - рабочий и колхозница, место расположения - Сенной (Колхозный) рынок. Грищенко - разрывающему оковы бюджетной недостаточности. Место расположения - у входа в здание правительства области со стороны ул. Московской. Ну и, конечно же, Вячеславу Викторовичу Володину. У въезда в Саратов. Материал - бронза. Володин с мешком за плечами идет в сторону города Саратова. Надпись на постаменте: «Да не оскудеет рука дающего».

3. Изгнание Ларисы Абрамовой из Водоканала. В скульптурной композиции - губернатор, глава города, сити-менеджер, зампреды, московские товарищи, представители партий грозят Ларисе Абрамовой кулаком, а она с повязкой на лбу и с градусником под мышкой убегает от них. Место расположения - ул. Советская, на входе в офис Водоканала.

Григорий Ахтырко правозащитник, член президиума Общественного экспертного совета при правительстве Саратовской области

1. В натуральную величину: а) строго напротив памятника «Юноши с букетом» на пр-те им. Кирова СМ. Через пешеходную брусчатку, из аналогичного же металла, долгожданно на данного «Юношу» смотрящий; б) сидящий в обнимку на скамейке с «Гармонистом» на пр-те им. Кирова СМ., из того же металла, но с балалайкой.

2. В реальности (по политологии как науке, а не самозваному определению дилетантов) в регионе может быть и есть три политика: В.В. Володин, П.Л. Ипатов, О.В. Грищенко, и именно в такой последовательности. Вся и все остальные, увы, пока только политиканы, не более. Я бы в жанре политической инсталляции «Уважаемые товарищи потомки...» (по Маяковскому) поставил перфоманс-памятник из окаменевшего навоза лидеру фракции ПП «ЕР» в представительном органе МО «Город Саратов» О.В. Грищенко: мчащимся по-над усть-курдюмской трассой, на крутом пьедестале в форме покатых ягодиц, привстав на вздыбленном на одно заднее колесо мощном байке, с развевающимися от скорости из-под банданы длинными волосами, в косухе с цепами, с крепко схваченным за холку бараном в решительно отставленной в сторону десницей в краге, с притороченном сзади тарным ящиком, полным пустых бутылок -«Чебурашек»...

Вот такая у меня почему-то в отношении его памятника творческая фантазия, что ж тут нам с ним поделать-то?

3. Современная история включает в себя не менее чем полувековой период, следовательно, саратовцам очень даже повезло, что с 1962 г. практически постоянно в этом проклятом месте пропадает мой скромный, но мощнейший гений глобального социального преобразователя (мирного революционера), настоящего трижды Героя своего пока неблагодарного народа... Смиренно жду многочисленных конкурсных проектов будущего грандиозного композиционно-скульптурного монумента в мою честь и доброе имя... Так-то вот оно все как-то, да-с!


Источник: http://reporter-smi.ru/arhiv/17_9.htm
Категория: Публикации | Добавил: triadsky (06.05.2010)
Просмотров: 295 | Теги: Козенко, Спирягин, Сомов, Аяцков, Ахтырко, Рогожин | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]