Вчера в Поволжской академии государственной службы состоялось заседание политклуба ЕР «4 ноября», посвященного реформированию системы образования.
На ней обсуждался вопрос внедрения в России с 2011 года Болонской системы образования, согласно которой обучение будет осуществляться на уровнях бакалавриата и магистратуры.
Участники мероприятия – в основном, руководители саратовских высших учебных заведений – выразили сомнение, что Болонская система является подходящей для российских условий, но согласились, что некоторые изменения в образовательной системе необходимо провести.
Директор института законотворчества СГАП Александр Ландо заявил, что Россия постоянно стремится взять какое-нибудь нововведение из западных стран, на этот раз – в области образования. При этом общепризнанно, что советская образовательная система была самой лучшей в мире, и даже «президент США Джон Кеннеди давал в свое время поручение изучить ее», - заметил Ландо.
Александр Демидов, проректор СГАП по инновационному развитию и международному сотрудничеству, согласился, что в конце 50-х – начале 60-х годов советская высшая школа работала очень эффективно и давала квалифицированных специалистов. Основной причиной этому ученый назвал решение Иосифа Сталина об установлении высокой зарплаты для профессуры и существенном оснащении высшей школы.
Проректора поддержал ректор ПАГС Сергей Наумов, согласившийся, что, несмотря на послевоенную разруху, при Сталине находились средства на развитие образования, а нынешние «супердемократы» покупают футбольные клубы и соревнуются, чья яхта больше. И это в то время, как зарплаты в системе образования на столько мизерные, что возникает опасность того, что когда в школах старшее поколение учителей уйдет на пенсию, молодежь не захочет занять их места, заметил ректор.
Экс-министр образования области, ректор Саратовского политехнического университета Игорь Плеве заявил, что не надо ничего реформировать, подразумевая повсеместное внедрение Болонской системы. Однако он отметил, что в конце 80-х – начале 90-х годов из-за оттока квалифицированных кадров из высшей школы и четырехкратного увеличения количества вузов диплом перестал соответствовать уровню, которому должен.
Поэтому ректор заявил, что количество вузов действительно нужно сокращать, а в оставшихся уходить от специализации, а наделить их статусом университетов (имени Разумовского, Чернышевского, Столыпина и так далее).
Также Плеве предложил закреплять некоторые училища за вузами, в частности – профессионально-технические – за политехническим, что позволило бы областному бюджету облегчить бремя их содержания.
Однако, по его словам, это предложение не нашло поддержки в областном правительстве: «Значит, мы лучше лишние деньги потратим, но не станем открытыми новому».
Проректор ПАГС по научной работе Олег Фомин поднял проблему рисков. Он подчеркнул, что Болонская система образования создавалась как ответ американской системе. Она подразумевает обязательную миграцию, получение части образования в других странах. В России же нет системы грантов, общежитий, даже для того, чтобы бакалавр из Дальнего Востока приехал в Москву, чтобы получить звание магистра.
По мнению проректора, введение этой системе может усилить отток российских специалистов заграницу, и отметил, что «надо придумать систему фильтров, чтобы оставлять специалистов в нашей стране». Сообщает "Четвертая Власть".
|