В блоге министра промышленности и энергетики Саратовской области Сергея Лисовского появилась новая запись. Глава ведомства делится своими впечатлениями от посещения авиасалона "МАКС-2011".
"С одной стороны, у меня чувство гордости за великолепных лётчиков-профессионалов, которые демонстрируют достижения отечественной техники и гордость за создателей этой техники. С другой стороны, негативное отношение к тем экспериментам, которые за последние 20 лет проводились с авиационной промышленностью, да и с промышленностью в целом.
От нашей области в Салоне приняли участие 10 предприятий, 6 из них в составе холдингов и 4 развернули самостоятельные экспозиции. Контракты, которые были подписаны на Салоне, могут благоприятным образом отразиться на наших предприятиях. Например, соглашение между холдинговой компанией "Композит", ОАО "Роснано", ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и Всесоюзным институтом авиационных материалов (ВИАМ) о расширении применения углеводородных волокон при производстве самолётов, может способствовать увеличению загрузки наших ООО "СНВ" и ООО "Аргон" (входят в структуру ХК "Композит"). В авиастроении применение композиционных материалов на основе углеродных волокон позволяет снизить вес конструкции самолета, а также улучшить прочностные и аэродинамические характеристики, что в значительной мере будет способствовать повышению конкурентоспособности российских самолетов на международном рынке.
Помимо этого, МАКС-2011 выявил достаточно много интересных проектов, в работе которых по кооперации могут принять участие и саратовские предприятия.
Однако, я с завистью смотрел на комплексные экспозиции Самарской и Нижегородской областей, которые были организованы министерствами промышленности этих регионов. К сожалению, мы себе этого финансово позволить не можем. А ведь без усилий органов власти на таких представительных форумах не только падает рейтинг региона, но сложно продемонстрировать действительно имеющийся потенциал.
Сегодня приходится признать, что по гражданской и военной авиации мы достаточно отстали от других стран. Авиация без поддержки государства, особенно на этапах разработки и заказов не может успешно развиваться. За примером далеко ходить не надо. САЗ – наша общая потеря, боль и несбыточные ожидания… Основная проблема Саратовского авиационного завода – крайне низкая загрузка производственных мощностей – возникла в середине 90-х годов, когда, по объективным причинам, серийное производство ближнемагистрального пассажирского самолёта Як-42Д снизилось. Если в 1994 г. завод выпускал десять самолётов, то уже в 1995 году - всего два. И в дальнейшем, производство одного – двух самолётов в год не позволяло загрузить завод в достаточной мере профильной работой. В 2000-х тысячных, от имени Правительства области я активно лоббировал модернизацию и продвижение самолётов Як-42 на рынок, участвуя в совещаниях и у Председателя Правительства РФ М.М.Касьянова, и у Министра транспорта РФ С. О. Франка, и у зампреда Правительства РФ И.И. Клебанова. За счёт заказов от "Газпрома" завод выживал в последние годы. Причём, выпуск самолётов на САЗе был больше, чем у других заводов. Однако, исключительно усилиями региона САЗ поднять было невозможно. Вопреки нашим предложениям развивать производство ЯК-42 и насытить рынок самолётами этого типа, активно продвигался ТУ-334, куда были затрачены огромные средства на его сертификацию, испытания и т.д.. Для этого проекта был построен новый завод в Луховицах (Московская обл.). И это при действующих мощностях в Саратове! В результате - программа по производству ТУ-334 так и не реализована, деньги потрачены, а на МАКСе я не увидел и следов этого проекта.
Надо сказать, что гражданская авиация в то время не блистала успехами. Да и сегодня, выпуская по 6-7 самолётов в год, нам сложно конкурировать с Boeing, Airbus, объёмы которых более 500 машин. В интервью газете "Коммерсант" от 17 августа гендиректор "Русских машин" Александр Филатов сообщил, что в этом году самарский завод "Авиакор" выпустит пять гражданских самолётов. По его мнению, этого много для гражданской авиации. Что тут остаётся добавить? Печально!.
Если раньше мы могли на десятилетия задавать прогресс в авиации, то сегодня этого нет. То, чем гордимся – "Руслан" (Ан-124), "Мрия" (Ан-225) – разработки советского времени. А что в современной России? Sukhoi Superjet 100? Он на 80 % состоит из иностранных комплектующих, и не несёт в достаточной мере загрузки отечественным предприятиям. Ан-148 и Ту-204 выпускаются в единичных экземплярах. А ведь при производстве этих машин в большинстве своём применяются российские комплектующие, что очень важно для загрузки отечественных предприятий, в том числе саратовских. Применяемые санкции в отношении Ту-154 приведут к тому, что наша промышленность не готова их заменить. Ведь амбициозный проект - магистральный самолет МС-21 - двигается достаточно медленно. И пока он реализуется, мы рискуем устареть, так и не взлетев в небо.
Для развития авиации нужна целенаправленная промышленная политика, государственная поддержка. Однако, не стоит надеяться, что плоды этой деятельности появятся в ближайшее время. На мой взгляд, МАКС является как раз той площадкой, которая позволяет развивать горизонтальное, внутриотраслевое, межотраслевое и международное сотрудничество. Хочется надеяться, что это сотрудничество, хотя бы через некоторое время, приведёт к прорыву в отечественной авиации", - пишет Лисовский.
|